МЕНЮ

Главная
Интеллект
Виды интеллекта
Развитие интеллекта
Коэффициент интеллекта или IQ
Тесты IQ
Способности
Одаренность
Креативность
Мышление
Память
Воображение
Ощущение

Внимание
+ Функции внимания
+ Теории внимания
+ Свойства внимания
+ Виды внимания
+ Развитие внимания

Личность
Логика
Психологические тесты

Карта сайта

Счетчики, рейтинги



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания:

  1. В зависимости от активности личности выделяют:
    - непроизвольное внимание;
    - произвольное внимание;
    - постпроизвольное (послепроизвольное) внимание.

    Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.

    Произвольное внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающие соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом). Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность.

    Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Постпроизвольное внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

  2. По характеру направленности выделяют:
    - внешне направленное (перцептивное) внимание обращено на окружающие объекты и явления;
    - внутреннее внимание направлено на собственные мысли и переживания.
  3. По происхождению выделяют:
    - природное внимание - это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
    - социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.
  4. По механизму регуляции выделяют:
    - непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностями человека.
    - опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.
  5. По своей направленности на объект различают следующие формы внимания:
    - сенсорное внимание направлено на восприятие;
    - интеллектуальное внимание направлено на мышление, работу памяти;
    - моторное внимание направлено на движение.

Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест

 

Партнеры